Поступление 2017 личный кабинет

Научная коммуникация

27.04.03 Системный анализ и управление
Меганаправление: Фотоника
Подать заявление
форма
обучения:
Очная 2 года
количество мест: 25/25
  • 25 бюджетных мест
  • 25 контрактных мест
вступительные
испытания:
ДЭ КП ВЭ
  • Дистанционный экзамен
  • Конкурс «Портфолио» Университета ИТМО
  • Вступительный экзамен
стоимость обучения
в 2017 году:
199 тыс. руб.
в год
  • 199 тыс. руб в год для граждан Российской федерации
  • 219 тыс. руб в год для иностранных граждан

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Руководитель программы
Учебный план
Языки обучения
RUS
Русский
Учебные корпуса
Кронверкский пр., д. 49ул. Ломоносова, д.9Биржевая линия, д.14
Выпускающая кафедра

ДОКУМЕНТЫ

Преподаватели программы
Буклет программы

ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первая в России магистерская программа по научной коммуникации создана для тех, кто хочет шагнуть за рамки повседневной жизни ученого. Если вас интересуют социально-политические и общественные аспекты науки, и вы хотите профессионально посвятить себя коммуникации и распространению научного знания, то вам обязательно найдется место на стремительно растущем рынке российской научной коммуникации.  

Основная цель магистратуры - подготовка специалистов широкого профиля, обладающих целым набором компетенций на стыке науки и коммуникации и способных освоить следующие виды профессиональной деятельности:

  • корпоративная коммуникация в научно-исследовательских организациях;

  • научная журналистика;

  • работа в научно-популярных медиа-проектах;

  • создание научных выставок, музеев и центров популяризации науки;

  • научная визуализация и иллюстрация;

  • неформальное образование в сфере науки;

  • организация научно-популярных лекций и мероприятий;

  • и многое другое.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Программа разработана с учетом лучшего международного опыта. Рассчитанная на 2 года, она позволяет познакомиться с основными направлениями развития науки и научной коммуникации и выбрать свою дальнейшую специализацию.

Мы приглашаем читать лекции и отдельные модули ведущих специалистов в своей сфере. Так, например, научную журналистику для студентов ведут действующие редакторы научно-популярных изданий Life.Наука, Наука и жизнь, а о научных музеях рассказывают специалисты московского Политехнического музея. Мы также приглашаем на гостевые лекции известных российских ученых, которые рассказывают о передовых исследованиях в своих областях. Благодаря тесному взаимодействию с работодателями и экспертами, студенты программы получают возможность не только получить современные знания, но и построить уникальную сеть профессиональных контактов. 

 
На фото: (слевая) гостевая лекция шеф-редактора журнала American Scientists Джейми Вернон; (справа) ворк-шоп по научной радиожурналистике с научным сотрудником  Университета Рейн-Ваал (Германия) Джулией Лорке

 
На фото: (слевая) победители конкурса инновационной журналистки Tech in Media в категории "Научная новость научно-популярной организации" - Юлия Смирнова ("Наука и жизнь") и Тамара Беседина (Университет ИТМО); (справа) стипендиаты фонда Владимира Потанина - Яна Должанская и Сергей Белов

Студенты магистратуры также станут первыми в России специалистами, занимающимися исследовательскими проектами в сфере научной коммуникации. Проектная работа в рамках программы будет включать изучение и аналитику последних тенденций в развитии коммуникаций в российской и мировой науке, вопросы трансляции и восприятия научных знаний в обществе, степень влияния коммуникационной активности на достижение научных показателей ученых и многое другое. Научная коммуникация в России еще не успела сформироваться в отдельную исследовательскую дисциплину. Научная коммуникация — молодая и перспективная сфера. Поступив на программу, вы сможете стать первопроходцами и внести свой вклад в развитие отрасли.  

Следите за обновлениями в наших социальных сетях: 
   

АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ПРОГРАММЫ

Необходимость развития коммуникационных практик в области науки и инноваций все чаще оказывается в фокусе внимания российских научно-образовательных организаций. Тем не менее, научная коммуникация в России по-прежнему не сформировалась как самостоятельная профессиональная и академическая дисциплина, а также не была интегрирована в культурную и общественную жизнь. Во многом развитие научных коммуникаций в нашей стране замедляется из-за дефицита квалифицированных специалистов в этой сфере, а также отсутствия четкого понимания предметной области. В связи с ростом общественного интереса к научно-исследовательской деятельности и технологическому прогрессу все больше карьерных возможностей возникает именно на пересечении науки с самыми различными организациями, вовлеченными в диалог с обществом.

Магистратура по научной коммуникации направлена на развитие навыков эффективной коммуникации в сфере науки и технологии, а также понимания роли научной коммуникации в создании условий, благоприятных для устойчивого научно-технического прогресса в стране.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Основной целью программы является воспитание специалистов по научной коммуникации международного уровня, способных восполнить острый дефицит кадров в сфере российской научной коммуникации. Кроме того, выпускники магистратуры будут способствовать созданию полноценной академической дисциплины в этой области и смогут заняться увлекательным и новым для нашей страны исследовательским направлением.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Даниил Александров

Заместитель директора НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, декан Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук

Кирилл Артеменко

Главный редактор интернет-газеты "Бумага"

Александра Борисова

Руководитель научно-популярного проекта “Чердак” ТАСС-Наука

Елена Брандт

Начальник направления по связям с общественностью Московского физико-технического института (МФТИ)

Владислав Бугров доцент, доктор физико-математических наук

Директор мегафакультета фотоники, заведующий кафедрой световых технологий и оптоэлектроники Университета ИТМО

Александр Бухановский доктор технических наук

Заведующий кафедрой высокопроизодительных вычислений Университета ИТМО

Михаил Гельфанд доктор биологических наук

Руководитель магистерской программы «Биотехнологии» Сколковского института науки и технологий (Сколтех), заместитель директора Института проблем передачи информации РАН, один из основателей Диссернета

Катерина Губа кандидат социологических наук

Научный сотрудник PAST-центра ТГУ, сотрудник центра исследований науки и технологий ЕУСПб

Дарья Денисова

Специалист Центра по научной коммуникации Университета ИТМО

Мария Дидковская

Начальник управления интернационализации Университета ИТМО

Ольга Добровидова

Научный журналист-фрилансер, первый российский стипендиат Knight Science Journalism Fellowship в MIT

Александр Ефремов кандидат биологических наук

Научный сотрудник НИИ Экспериментальной медицины РАМН

Александр Иванчик доктор физико-математических наук

Ведущий научный сотрудник ФТИ им.А.Ф.Иоффе, член-корреспондент РАН, профессор кафедр «Космические исследования» и «Теоретическая физика» СПбГПУ

Надежда Казаринова кандидат философских наук

Доцент кафедры социологии и политологии Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (ЛЭТИ)

Сергей Калинчук кандидат исторических наук

Директор офиса SPN Communications  в Санкт-Петербурге

Александр Каплан доктор биологических наук

Профессор, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейроинтерфейсов на биологическом факультете МГУ

Виктор Ким доктор физико-математических наук

Заместитель руководителя отделения физики высоких энергий ПИЯФ

Матвей Киреев

Ведущий специалист, координатор социальных сетей и международного продвижения направления по связям с общественностью Московского физико-техничесого института (МФТИ)

Сергей Колюбин доцент, кандидат технических наук

Заместитель директора Мегафакультета компьютерных технологий и управления Университета ИТМО

Даниил Кузнецов

Руководитель направления "Наука" портала Life.ru

Алексей Куприянов кандидат биологических наук

Доцент Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук Высшей школы экономики (ВШЭ)

Лидия Лобанова

Руководитель образовательных и межмузейных проектов Политехнического музея (Москва), куратор образовательной программы «Прикладная культурология»

Андрей Лямин доцент, кандидат технических наук

Директор центра дистанционного обучения Университета ИТМО

Дмитрий Мальков

Магистр научной коммуникации, директор Центра по научной коммуникации Университета ИТМО

Евгений Пидько

Профессор Технологического университета Эйндховена (Нидерланды), участник программы ITMO Professorship, сотрудник лаборатории SCAMT

Юлия Рябухина доцент, кандидат филологических наук

Заведующая кафедрой иностранных языков Университета ИТМО

Владимир Самсонов профессор, доктор физико-математических наук

Заведующий лабораторией отделения физики высоких энергий Петербургского института ядерной физики

Наталья Сергиевская

Заместитель генерального директора по развитию Политехнического музея (Москва)

Михаил Соколов

Профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге

Яков Сомов

Генеральный директор проекта "Лекториум"

Сергей Стафеев профессор, доктор технических наук

Член Президиума Ученого совета Университета ИТМО

Григорий Тарасевич

главный редактор научно-популярного журнала “Кот Шредингера”

Дмитрий Тихонов доцент, кандидат экономических наук

Директор Центра профориентации и довузовской подготовки Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого

Михаил Тупикин

руководитель отдела организации мероприятий «Бумага Медиа», организатор Science Slam Москва и Петербург

Илья Ферапонтов

Пресс-секретарь Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО

Марина Шишкина профессор, доктор социологических наук

Экс-декан факультета журналистики СПбГУ, экс-президент РАСО

НАБОР КОМПЕТЕНЦИЙ

Научная коммуникация требует от специалиста нестандартного сочетания навыков ученого и коммуникатора. Специалист по научной коммуникации должен владеть научной методологией, ориентироваться в социальных и исторических аспектах науки, уметь уверенно работать с научной информацией и в то же время разбираться в тонкостях коммуникации и связей с общественностью. Как ученые, так и коммуникаторы в силу своего образования владеют частью этих навыков. Однако их сочетание встречается достаточно редко и ценится очень высоко.

Программа призвана научить студентов критически осмыслять существующие в мировой практике подходы к коммуникации в сфере науки и давать оценку их потенциальной применимости в России. Отдельное внимание будет уделено процессу работы с различными источниками научной информации, начиная от пресс-релиза и заканчивая первоисточником — научными журналами и самими учеными. Отдельно будут проработаны компетенции, связанные с процессом проектирования научных выставок и популяризацией науки на стыке с искусством. Будут рассмотрены вопросы перевода научных концепций и идей в язык визуальных и пространственных форматов, связь между метафорой, предметом и феноменом и многое другое.

 

 

 

ТРУДОУСТРОЙСТВО И ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ПРОФЕССИИ

Магистратура направлена на подготовку специалистов, обладающих компетенциями как в области науки и техники, так и в коммуникациях и социальных дисциплинах. После окончания программы магистры смогут выбрать работу в одной из следующих областей:

  • PR-департаменты университетов, государственных и частных научно-исследовательских организаций и компаний;
  • Редакторы и научные журналисты в специализированных СМИ и СМИ широкого профиля, включая телевидение, радио и Интернет-издания;
  • Отделы внешних связей общественно-политических организаций и ассоциаций, связанных с научной и инновационной деятельностью;
  • Кураторы научных музеи и городских центров популяризации науки;
  • Менеджеры научно-популярных медиа- и онлайн-проектов;
  • Консультанты по научной коммуникации в маркетинговых агентствах;
  • Исследовательские проекты в сфере коммуникаций и научных коммуникаций, в частности;
  • Отделы внешних связей научных фондов, спонсирующих научно-исследовательскую деятельность;
  • Кураторы современных образовательных проектов, онлайн-курсов, связанных с наукой и т.д.

ПРАКТИКА И СТАЖИРОВКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

В основе программы магистратуры лежит практико-ориентированный подход, который открывает возможность работать по специальности без отрыва от обучения.  

В течение двух лет студенты проходят три вида практики: исследовательскую, проектную и коммуникационную. 
Участвуя в реальных проектах ведущих научных центров и научно-популярных проектов, готовя материалы для ведущих научно-популярных и образовательных изданий, проводя коммуникационные исследования, в том числе по заказу бизнеса, магистранты получают возможность за короткое время попробовать себя в каждом из возможных карьерных направлений, осознанно выбрать профессиональный путь и получить приглашение на работу. Также студенты имеют возможность принимать участие в выездных и заграничных стажировках.  

 

Обратная связь

* Имя
* E-mail
Ваше сообщение