Поступление 2019
0
личный кабинет

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Тип: программа корпоративной магистратуры

Языки обучения: RUS Русский
Форма обучения: Очная, 2 года
Стоимость контрактного обучения в 2019 году: 242 000 руб. в год
  • 242 тыс. руб в год для граждан Российской федерации
  • 262 тыс. руб в год для иностранных граждан

09.04.04 Программная инженерия

Количество мест:

Бюджетных - 25

Контрактных - 15

Вступительные испытания:

Перезачет результатов итоговой государственной аттестации

Дистанционный экзамен

Медалист/победитель "Я-профессионал"

Конкурс докладов «Конгресс молодых ученых»

Конкурс «Портфолио» Университета ИТМО

Вступительный экзамен

зимняя школа олимпиады "Я-профессионал"

Контактное лицо Шиков Алексей Николаевич
Руководитель программы:
Лисицына Любовь Сергеевна
Учебные корпуса: Кронверкский пр., д. 49ул. Чайковского, д.11

ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ

В содержании программы включены дисциплины, изучающие не только современную методологию программной инженерии, но и методы и средства для разработки и использования нейротехнологий по интеграции ресурсов мозга человека и компьютеров, для интеллектуальной обработки данных (нейронные сети, методы машинного обучения, методы распознавания образов и визуализации, методы системного анализа и т.д.) в различных электронных системах. Вариативное содержание программы позволит каждому магистранту выстроить свою индивидуальную траекторию обучения в соответствии со своими наклонностями и интересами. Для проведения научных исследований имеется возможность участия в НИР и отличная экспериментальная база, в том числе специальное медицинское оборудование (система регистрации траектории взгляда Tobii X2-30, кардиографический комплекс ВАРИКАРД 2.51, пульсомеры Mio Link и Polar H7, система регистрации сигнала мозговой активности человека Нейробелт и др.).

АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ПРОГРАММЫ

Данная программа является логическим продолжением бакалаврской программы «Нейротехнологии и программирование» по направлению 09.03.04 – Программная инженерия, которая введена в 2017 году и уже вошла в список ТОП-программ Университета ИТМО. Ее содержание вобрало в себя лучшие практики подготовки магистров за прошлые годы. Данная программа и ее профиль напрямую связаны с новой Национальной технологической инициативой (НТИ) НейроНет и с Программой развития мегафакультета КТУ.  НейроНет станет следующим этапом развития современного интернета (Web 4.0), в котором взаимодействие участников (человек — человек, человек — машина) будет осуществляться с помощью новых нейрокомпьютерных интерфейсов. Сегодня рынок труда, связанный с нейротехнологиями, оценивается в 180 млрд долларов, к 2035 году прогнозируется его рост до 1 трлн долларов. Поэтому актуальность данной программы не вызывает сомнений. 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Магистерская программа направлена на подготовку элитных инженерных кадров в области программной инженерии, способных генерировать передовые знания, создавать и внедрять инновационные разработки для содействия НТИ НейроНет.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи.

1.Фундаментальная подготовка в области математики и информатики для  системного анализа и моделирования  процессов в сложных технических системах.

2.Теоретическая подготовка для проведения прикладных научных исследований в области разработки нейротехнологий и программной инженерии различных электронных систем.

3.Практико-ориентированная подготовка по разработке и экспериментальному исследованию программных средств и информационных ресурсов для создания различных электронных систем.

ДИСЦИПЛИНЫ

Мышление

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов обучения: Знания: широкого спектра основных проблем философского характера, связанных с понятиями используемых в компьютерных науках и с практикой использования цифровых информационных технологий (ИТ) в современном обществе. Умения: вести диалектическую дискуссию по философским вопросам компьютерных наук и ИТ; критически анализировать понятия ИТ, цели использования ИТ; критически анализировать законодательство в области ИТ; излагать аргументы в письменной форме в логически структурированной форме; анализировать роль ИТ в получении, хранении и распространении знаний; анализировать экономические и социальные эффекты внедрения ИТ для поиска возможных решений выявленной проблемы. Навыки: рационального мышления в ситуации, когда поставленные вопросы не имеют однозначных и окончательных ответов; ответственного критического мышления в применении к вопросам разработки и внедрения новых ИТ; понимания преемственности между современными ИТ и более традиционными технологиями обработки, накопления и передачи информации; понимания способов минимизации экономических и социальных рисков, возникающих в результате внедрения ИТ.

Технологии виртуальной и дополненной реальности

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов обучения: Знания: методов анализа требований к программному обеспечению, основных этапов процессно-целевого описания, шаблонов моделирования при формирования требований к ПО; возможностей использования виртуальной и дополненной реальности для нейротехнологий; концепций и инструментов расширенной реальности, особенностей использования устройств и датчиков; возможностей использования Unity и Vuforia для проектов; аппаратных особенностей устройств; особенностей сборки для разных платформ; программного 3D моделирования, внедрения 3D моделей; возможностей создания сред для взаимодействия персонажей; архитектурных особенностей построения систем виртуальной и дополненной реальности. Умения: анализировать и формировать требования к системам, использующих возможности виртуальной и дополненной реальности; применять цифровые технологии в зависимости от архитектуры и поставленной задачи. Навыки: анализа и формирования требований к программным системам, использующих возможности виртуальной и дополненной реальности, разработки его технической спецификации с учетом особенностей устройств и архитектур; применения знаний цифровых технологий для решения задач разработки нейротехнологий в зависимости от аппаратной архитектуры.

Технологии визуального программирования

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов обучения: Знания: основные возможности, разновидности и особенности современных средств графического конструирования интерфейса пользователя; основные выразительные средства, область применения и инструментарий языка SDL; основные выразительные средства, область применения и инструментарий языков FBD, SFC, LD стандарта МЭК61131; основные выразительные средства, область применения и инструментарий языка «G» системы LabView; понятие CASE-средства и виды CASE-инструментария. Умения: использовать систему ГРАФКОНТ для описания систем; описывать системы с помощью диаграмм UML; обоснованно выбирать и применять на практике адекватные задаче средства графического описания программного обеспечения; использовать графические нотации на этапе постановки задачи и проектирования программной системы; использовать язык «G» и систему LabView при решении практических задач. Навыки: подготовки проектной документации автоматизированных систем реального времени на основе отечественных и международных стандартов, в том числе КТ-178 и ГОСТ Р 51904-2002; использования современных UML-редакторов, в т.ч. Visual Paradigm, с использованием диаграмм, описывающих ограничения реального времени (временные диаграммы, диаграммы последовательности с временными ограничениями и пр.); применения графического редактора Drakon Editor; использования среды графического программирования LabView; использования «исполняемого» UML для генерации текстов программ; разработки, тестирования и отладки программных приложений информационно-вычислительных систем различного назначения.

Эмоциональный интеллект

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов обучения: Знания: основных понятий и категорий, связанных с эмоциональным интеллектом; основных моделей эмоционального интеллекта; основных теоретических подходов к описанию процесса межличностной коммуникации; основных понятий курса: интеллект, виды интеллекта, эмоция, характеристики эмоции, формулы эмоций, коммуникация, модели коммуникации, коммуникативный акт, биологические и социальные предпосылки эмоционального интеллекта; моделей эмоционального интеллекта; методов развития эмоционального интеллекта; основных коммуникационных приемов для корректировки процесса межличностной коммуникации; основных методов и техник управления собственными эмоциями и эмоциями собеседника Умения: проводить анализ социально-психологических эффектов, возникающих в процессе коммуникации; выявлять социально-психологические детерминанты трудностей, возникающих в процессе коммуникации; принимать решения о корректировке межличностного взаимодействия для достижения поставленной цели; проводить комплексный анализ своего и чужого эмоционального состояния; проводить анализ собственных достоинств и недостатков, оказывающих влияние на сложившуюся коммуникативную ситуацию Навыки: системного анализа и декомпозиции коммуникационных ситуаций; навыки активного слушания и преодоления барьеров, возникающих в коммуникативных ситуациях; навыки аргументации; навыки посредничества и взаимодействия; навыки выражения и сдерживания собственных эмоций; преодоления сложностей, возникающих в процессе межличностной коммуникации; определения эмоционального состояния собеседника; определения собственного эмоционального состояния; управления собственными эмоциями; профессиональной и личностной рефлексии.

Технологии разработки 3D-моделей

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов обучения: Знания: технологии и средства создания 3D-моделей на основе методов параметрического, полигонального и сплайнового моделирования; подходы их применения при решении прикладных задач по созданию и исследованию 3D-моделей в сфере образования; методики документирования, подготовки презентаций и оценивания результатов разработки проектов с использованием 3D моделей. Умения: документирования, подготовки презентаций и оценивания результатов разработки проектов с использованием 3D моделей; обосновывать выбор методов и технологий создания сложных проектов 3D моделирования. Навыки: разрабатывать модели и сцены на основе параметрического, полигонального и сплайнового моделирования в средах 3ds Max и Blender; визуализировать 3D-модели средах 3ds Max и Blender; создавать цифровые образовательные ресурсы и элементы дополненной реальности на основе 3D-моделей; подготавливать презентации проектов 3D-моделирования и проводить их защиту; оценивать в качестве эксперта 3D-проекты других студентов; готовить отчеты по результатам обработки экспертных заключения своих проектов.

Иностранный язык в профессиональной деятельности

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов обучения: Знания: лексики, используемой в профессиональной деятельности; норм, правил и особенностей стиля, принятых при общении на иностранном языке; правил составления основных документов на иностранном языке, необходимых для осуществления научной деятельности, оформления научных публикаций, составления деловой документации; лексики нейтрального научного стиля; норм научного стиля иностранного языка; основной терминологии своей широкой и узкой специальности; основных норм и правил перевода; реалий стран изучаемого иностранного языка; правил делового, профессионального и межкультурного общения; норм составления презентаций; форматов выступления на различных научных мероприятиях, включая международные; речевых оборотов, лексических единиц, устойчивых словосочетаний и грамматических правил иностранного языка; норм и правил делового этикета; видов дискуссионной деятельности; правил ведения деловой и научной дискуссии Умения: работать со словарями; читать, анализировать, аннотировать, реферировать, редактировать, переводить, составлять научный текст по специальности; писать реферат, эссе, обзор, научную статью; составлять заявку на грант, техническую спецификацию, руководство пользователя; учитывать и интегрировать межпредметные связи; поддерживать ранее приобретённые навыки и умения иноязычного общения и их использования как базы для развития коммуникативной компетенции в сфере профессиональной и научно-исследовательской деятельности; осуществлять проектную деятельность; адаптировать результаты научного исследования для неподготовленной аудитории; эффективно устанавливать и осуществлять устную и письменной деловую коммуникацию с иностранными коллегами, необходимую для организации проектной работы в профессиональной деятельности; понимать устную монологическую речь на бытовые и специальные темы, и строить монологический текст в рамках освоенной тематики; понимать устную диалогическую речь, участвовать в диалоге; работать в команде; толерантно вести деловую и профессиональную дискуссию Навыки: навыки письма для ведения переписки и подготовки публикаций, тезисов, эссе и т.п.; приемы аннотирования и реферирования литературы по специальности; составления библиографического списка на иностранном языке для магистерской диссертации; формирования индивидуального словаря-минимума научной специализации; делового общения на иностранном языке при организации проектной работы в профессиональной деятельности и при решении научных задач с представлением результатов работы на международном уровне; навык к формированию положительной мотивации и сознательного подхода к деловому и профессиональному общению; нормативного произношения и ритма речи; деловой и профессиональной коммуникации; владения различными электронными средствами коммуникации для повышения эффективности деятельности, мотивации и экономии времени и ресурсов.

Переговоры, управление конфликтом и техники влияния

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов обучения: Знания: основных понятий и категорий, связанных с переговорным процессом; основных стратегий поведения в переговорах; основных теоретических подходов к описанию процесса переговоров (школ переговоров); основных понятий курса: жесткие и мягкие переговоры, позиционный торг, переговоры по интересам, зона оптимального соглашения или арена торга, наилучшая имеющаяся альтернатива, этапы переговоров, 5 стратегий в переговорах, обесценивание и поддержание ценности в переговорах; подходов к планированию и ведению переговоров; расчетных способов определения предмета переговоров; основных коммуникационных приемов для достижения взаимоприемлемого результата в переговорах; собственной стратегии в переговорах; знает основы межкультурной коммуникации, понимает особенности поведения, обусловленные культурными различиями; знает основы межкультурной коммуникации, понимает особенности поведения, обусловленные культурными различиями Умения: проводить подготовку к переговорам; выявлять потенциальные зоны соглашения; выявлять интересы и позиции в переговорах; проводить комплексный анализ переговорных позиций – своей и второй стороны; вести переговоры в среде низкого или нулевого доверия; защищать собственную переговорную позицию, уходя от обесценивания предложений; разбирается в традициях и обычаях, формирующих этикет и часто влияющих на деловое общение; подбирает стиль общения, делового и профессионального этикета, поведения, с учетом особенностей представителей иных культур и конфессий Навыки: системного анализа переговорных ситуаций; навыки ведения делового диалога с использованием приемов активного слушания; навыки выявления позиций и интересов другой стороны посредством вопросов и парафраза; вести принципиальные переговоры или переговоры по интересам; выстраивать процесс переговоров для достижения взаимовыгодных соглашений с сохранением или улучшением деловых соглашений между сторонами; находить новые, нестандартные решения, которые расширяют область взаимоприемлемых соглашений; преодолевать сложности, возникающие в переговорном процессе, для достижения оптимального результата для двух сторон; выстраивает комфортное деловое общение в межкультурной среде, основывая его на понимании различий культур и уважении к ним; воспринимает мультикультурную и многоконфессиональную среду как естественную в современном мире и эффективно взаимодействует в такой среде по всем профессиональным вопросам.

Деловая и научная этика, организация научных исследований

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов обучения: Знания: формулирует основные правила работы с академическими текстами (эссе, обзор, статьи и т.д.); осознает этику интеллектуальной собственности; описывает порядок работы с научной литературой; описывает значимость современных коммуникативных технологий (цифровые технологии: сетевые технологии, организации виртуального взаимодействия) в организации научных исследований; осознает этические аспекты межкультурной коммуникации (технологии управления спорами, конфликтами, предупреждение конфронтации; этические принципы межконфессиональных отношений); формулирует понятие этического кодекса; формулирует этические принципы научных исследований; описывает теоретические основы деловой и научной этики; описывает особенности этики деловых коммуникаций (научный спор, диалог; дискуссия, диспут; деловая устная и письменная речь); описывает теоретические основы профессиональной и цифровой этики; знает основы межкультурной коммуникации, понимает особенности поведения, обусловленные культурными различиями; знает основы межкультурной коммуникации, понимает особенности поведения, обусловленные культурными различиями Умения: применяет информационные технологии в работе с научной литературой (поиск литературы по проблеме исследования, построение литературного обзора; работа с базами данных; интеллектуальный анализ данных); осуществляет написание эссе, обзоров, статей; применяет этические принципы в деловой, профессиональной, научной деятельности; применяет технологии аудиовизуального воздействия; выстраивает и проводит дискуссии, диспуты, деловую устную и письменную речи; разбирается в традициях и обычаях, формирующих этикет и часто влияющих на деловое общение; подбирает стиль общения, делового и профессионального этикета, поведения, с учетом особенностей представителей иных культур и конфессий Навыки: выполняет анализ информационных источников с целью написания литературного обзора с использованием языковых клише научного стиля; выполняет работу с научными базами данных; применяет на практике методы оптимизации научно-исследовательской деятельности; осуществляет этическое межкультурное взаимодействие; соблюдает принципы научной, корпоративной и профессиональной этики; использует этические особенности организации виртуального общения, консультирования; выстраивает комфортное деловое общение в межкультурной среде, основывая его на понимании различий культур и уважении к ним; воспринимает мультикультурную и многоконфессиональную среду как естественную в современном мире и эффективно взаимодействует в такой среде по всем профессиональным вопросам.

Игровые технологии для онлайн-курсов

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов обучения: Знания: основные форматы онлайн-курсов: MOOC, SPOC, синхронные и асинхронные, интерактивные; основные открытые платформы для создания онлайн курсов, их особенности и ограничения; понятие игровой механики, задачи, решаемые с помощью игровых механик; типы игровых механик: влияющие на внешнюю и внутреннюю мотивацию, кооперативные, соревновательные; типовые игровые механики: бейджи, очки, уровни, прогресс, рейтинг, перфекционизм, мгновенная обратная связь, сторителлинг; особенности и ограничения применимости типовых игровых механик; методы измерения эффективности игровых механик. Умения: оценивать возможность применения игровых механик в зависимости от формата онлайн-курса и используемой платформы; проектировать систему игровых механик в курсе; комбинировать игровые механики; разрабатывать интерактивные задания с использованием собственных игровых механик; учитывать особенности и ограничения применимости типовых игровых механик. Навыки: разрабатывать интерактивных заданий и собственных игровых механик; применять методы измерения эффективности применения игровых механик.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Александр Владимирович Белозубов кандидат технических наук
Евгений Александрович Ефимчик кандидат технических наук
Юлия Александровна Жук доцент, кандидат педагогических наук
Любовь Сергеевна Лисицына профессор, доктор технических наук
Андрей Владимирович Лямин доцент, кандидат технических наук
Александр Владимирович Меженин доцент, кандидат технических наук
Иван Андреевич Перл кандидат технических наук
Александр Александрович Першин кандидат технических наук
Алена Викторовна Русак кандидат технических наук
Ирина Ивановна Толстикова доцент, кандидат философских наук
Алексей Николаевич Шиков доцент, кандидат технических наук
Дмитрий Геннадьевич Штенников доцент, кандидат технических наук

ТЕМЫ ВЫПУСКНЫХ РАБОТ

  • Метод построения заданий по семантической разметке текста ситуационных задач
  • Методика точного позиционирования сложных объектов в приложениях дополненной реальности на платформе Android
  • Разработка и исследование гетерогенного комплекса хранения данных в системах транспортной логистики
  • Определение значимых факторов успеваемости студентов с использованием эластичной сети
  • Методы разработки RLCP-совместимых виртуальных лабораторий с использованием трехмерной графики
  • Методы распознания маркеров дополненной реальности на основе использования нечетких множеств
  • Разработка нейронной сети для анализа аномального поведения студента в процессе тестирования по его изображению
  • Метод интеграции трехмерных объектов с различными характеристиками в браузеры дополненной реальности
  • Метод автоматической проверки навыков перевода с применением айтрекера
  • Методы и средства анализа биометрических данных для аффективных вычислений в системах электронного обучения

НАБОР КОМПЕТЕНЦИЙ

Демонстрировать глубокие междисциплинарные математические, естественнонаучные, гуманитарные, социально-экономические и технические знания и понимание научных принципов разработки и внедрения прикладных информационных систем.

Применять полученные знания на практике для постановки, анализа и решения новых и инновационных инженерных задач для решения современных проблем в области нейротехнологий и программной инженерии.

Владеть технологиями создания, сопровождения и использования программных систем  и их модулей в различных предметных областях с учетом жестких экономических, экологических, социальных и других ограничений.

Уметь планировать и проводить сложные эксперименты при разработке программных систем, делать выводы в условиях неоднозначности об интерпретации результатов экспериментов с применением глубоких знаний предметной области исследования и оригинальных методов.

Создавать и применять нейротехнологии, технологии дополненной и виртуальной реальности для решения актуальных задач в области программной инженерии.

Создавать, сопровождать и использовать электронные курсы для подготовки (переподготовки) кадров на предприятиях и в организациях.

ТРУДОУСТРОЙСТВО И ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ПРОФЕССИИ

Выпускники программы могут работать системными аналитиками, программистами, специалистами и руководителями IT-проектов, в том числе  в ключевых сегментах рынка НейроНет. Наиболее успешные выпускники программы могут продолжить обучение в аспирантуре Университета ИТМО.

ПРАКТИКА И СТАЖИРОВКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Места прохождения практик и стажировок магистрантов, где они работали в качестве программистов: ЦНИИ РТК, КБ «Арсенал», ОАО «Научно-исследовательский институт телевидения», АО «НИИ Точной механики», ООО «Яндекс», ООО «ЭПАМ Системз», ООО «Тор», ООО «Фора Софт», ООО «Скилл Скул», ЗАО «Крисмас+», ООО «Алерио», ООО «ЛайтСистемс», ООО «Тор», ООО «В2В ритрейл», АО «Аркадия», КБ «Кубик», ОАО «РосГид», ООО «Вайт код», ООО «Вариант +», ООО «Дейл Софтвейр», ООО «Алерио», ООО «ДизайнСофт», ООО «НетКрекер», ООО «Эксиджен Сервис», ООО «Алерио», ООО «Админ», ООО «Лира-пак», ООО «ГРАНДКАПИТАЛ», АНО «Инновационный центр «Технологии современного образования», центр дистанционного обучения Университета ИТМО,  Санкт-Петербургский региональный центр оценки качества образования и информационных технологий и др.

Обратная связь

* Имя
* E-mail
Ваше сообщение