Поступление 2020
0
личный кабинет

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Тип: программа магистратуры перспективных направлений


27.04.05 Инноватика

Количество мест:

Бюджетных - 20

Контрактных - 8

Вступительные испытания:

Вступительный экзамен

Конкурс «Портфолио» Университета ИТМО

Специализации:
Язык обучения:

Кураторство и креативные проекты в сфере научной коммуникации

Русский+Английский

Коммуникации в биотехнологиях и медицине

Русский

Языки обучения: RUS Русский
Форма обучения: Очная, 2 года
Стоимость контрактного обучения в 2020 году: 242 000 руб. в год
  • 242 тыс. руб в год для граждан Российской федерации
  • 262 тыс. руб в год для иностранных граждан
Контактное лицо Денисова Дарья Алексеевна
Руководитель программы:
Борисова Александра Олеговна
Учебные корпуса: Кронверкский пр., д. 49ул. Ломоносова, д.9

ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ

Научная коммуникация — это профессиональная и академическая дисциплина, объединяющая в себе все формы коммуникации между наукой и обществом во всем его многообразии. Программа выпускает профессионалов широкого профиля, обладающих обширным набором компетенций на стыке науки и коммуникации и способных освоить следующие виды профессиональной деятельности:

  • корпоративная коммуникация в научных организациях;
  • научная журналистика;
  • работа в научно-популярных медиа-проектах;
  • создание научных выставок, музеев и центров популяризации науки;
  • научная визуализация и иллюстрация;
  • неформальное образование в сфере науки;
  • организация научно-популярных мероприятий;
  • и многое другое.

Студенты и выпускники магистратуры также занимаются исследовательскими проектами, тем самым делая вклад в формирование полноценной академической традиции в области научной коммуникации. Исследовательская работа в рамках программы включает изучение вопросов трансляции и восприятия научных знаний в обществе, степень влияния коммуникационной активности на достижение научных показателей ученых и многое другое. Поступив на программу, вы сможете стать первопроходцами и повлиять на развитие целой отрасли.

Выпускники магистратуры по научной коммуникации, 2019 г.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

  • УНИКАЛЬНОСТЬ

Программа рассчитана на 2 года и дает студентам возможность познакомиться со всем спектром профессиональных и исследовательских возможностей в сфере коммуникации науки. Фундаментальная особенность обучения в магистратуре состоит в синтезе прикладных и исследовательских навыков в сфере научной коммуникации. Студенты не только учатся выступать медиаторами между наукой и обществом, но и осваивают способы оценки эффективности коммуникационных стратегий и инструментов. Сочетание прикладных навыков с углубленным пониманием контекстуальных особенностей коммуникации в науке позволяют студентам развить комплексный взгляд на профессию.
Помимо коммуникации, магистратура охватывает и основные передовые направления в самой науке. Ведущие ученые регулярно посещают магистратуру, чтобы лично познакомиться со студентами и рассказать им о своей работе. От исследований в сфере изменения климата и возобновляемой энергетики до биоинженерии и трансляционной медицины, студенты из первых рук узнают о последних достижениях и вызовах современной науки.

  • МОДУЛЬНОСТЬ

Многие дисциплины состоят из нескольких авторских модулей, что позволяет развивать разные комбинации компетенций, а также знакомить студентов с большим количеством ведущих специалистов. Зачастую модули проходят в формате интенсивов, оставляя тем самым больше времени на самостоятельную и проектную работу. Модульность также позволяет в большей мере совмещать учебу с текущей трудовой деятельностью и иными возможностями для профессионального развития.

  • ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Фундамент образовательного процесса в магистратуре построен на проектной работе. С первого года студенты объединяются в группы единомышленников для создания собственных проектов или участия в существующих. Студенты учатся на реальных кейсах или игровых симуляциях, что позволяет опробовать основные направления научной коммуникации на практике и совершить осознанный профессиональный выбор.
Способствуют развитию проектной деятельности и регулярные полевые выезды и занятия. Посещение научных лабораторий и центров, музеев науки и техники лежат в основе ряда курсов. В прошлом магистратура также совершала и многодневные выезды за пределы России, к примеру, в музей науки Heureka в Хельсинки

  • СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

Программа предусматривает возможность выбора специализации. Углубиться в то или иное направление можно на протяжении всего образовательного процесса. Кураторы программы всегда помогают сориентироваться в многообразии профессиональных и исследовательских возможностей. Кроме того, со второго семестра каждый студент выбирает одну из двух укрупненных специализаций, доступных на программе: 1) «Кураторство и креативные проекты в сфере научной коммуникации», либо 2) «Коммуникация в биотехнологиях и медицине».

  • ИССЛЕДОВАНИЯ

Студенты магистратуры становятся настоящими пионерами в исследовании научной коммуникации в России. Свобода выбора исследовательских интересов настолько же широка, как и сама предметная область. Будь то изучение восприятия науки населением, аудитории научных музеев и научно-популярных мероприятий или этики корпоративной коммуникации в науке, каждый магистрант сможет найти тему, которая придется ему или ей по душе. Итогом этой объемной работы должна стать магистерская диссертация, результаты которой будут конкурентоспособными и востребованными не только в России, но и на международном исследовательском поприще научной коммуникации.

  • ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

Большая часть курсов читается на русском языке, однако некоторые занятия и гостевые лекции проходят на английском языке. Выполнение ряда заданий и проектных работ также требует если не продвинутого, то по крайней мере среднего владения языком. Помимо преподавателей из России, программа включает в себя регулярные интенсивы и встречи с приглашенными иностранными экспертами. Так, с 2016 года студенты имели возможность адресовать свои вопросы Джейми Вернону, шеф-редактору журнала American Scientist, или руководителю BBC Science Unit Джулиану Сиддлу.

   

Студенты программы "Научная коммуникация" на воркшопе по радиожурналистике с Юлией Лорке 

Узнать о методологиях социальных исследований от профессора научной коммуникации Александра Гербера, лично поприсутствовать на стендапе научного комика Брайана Мэллоу или записать радио подкаст о науке вместе с Юлией Лорке, исследователем лондонского Музея естественной истории, а в прошлом сотрудника BBC Radio 4 – все это стало неотъемлемой частью учебного процесса в магистратуре.

  • АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Международная академическая мобильность также представляет собой интегральный компонент программы. На основе конкурсного отбора студенты могут получить финансовую поддержку для организации долгосрочных и краткосрочных стажировок в ведущих университетах мира. Магистранты научной коммуникации уже проходили полугодовое обучение в Университете Рейн-Ваал в Германии и Сеульском университете в Южной Корее.

Яна Должанская, выпускница магистратуры по научной коммуникации, в Германии

АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ПРОГРАММЫ

В связи с ростом общественного интереса к научно-исследовательской деятельности и технологическому прогрессу все больше карьерных возможностей возникает именно на пересечении науки с самыми различными организациями, вовлеченными в диалог с обществом.

Магистратура по научной коммуникации направлена на развитие навыков эффективной коммуникации в сфере науки и технологии, а также понимания роли научной коммуникации в создании условий, благоприятных для устойчивого научно-технического прогресса в стране.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Необходимость развития коммуникационных практик в области науки и инноваций все чаще оказывается в фокусе внимания российских научных организаций, будь то университеты, академические институты, высокотехнологичные компании или некоммерческие организации. Повсеместный рост интереса к науке и технологиям порождает все больше карьерных возможностей на пересечении науки с самыми различными общественными и государственными институтами.

Тем не менее в России научная коммуникация по-прежнему лишь формируется как самостоятельная профессиональная и академическая дисциплина. Несмотря на растущий запрос со стороны рынка, мы наблюдаем дефицит квалифицированных специалистов в сфере коммуникации науки и технологий.

Магистратура по научной коммуникации в Университете ИТМО была запущена в 2016 году с целью подготовки специалистов для этой востребованной профессии.

Программа создана для тех, кто хочет научиться навыкам эффективной коммуникации в сфере науки с использованием современных медиаканалов и ресурсов, а также получить исчерпывающее представление о роли коммуникации в создании условий, благоприятных для устойчивого научно-технического прогресса в стране.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Ирина Актуганова

Доцент Института международного развития и партнерства Университета ИТМО, куратор проектов в области технологического искусства и Art&Science, проектирования музеев науки

Даниил Александров

Декан Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук, в прошлом — заместитель директора НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

Кирилл Артеменко

Генеральный директор ООО "Бумага медиа групп"

Александра Олеговна Борисова кандидат химических наук

Президент Ассоциации коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН), аналитик Центра научной коммуникации Университета ИТМО

Катерина Губа кандидат социологических наук

Директор Центра институционального изучения науки и образования ЕУСПб

Дарья Алексеевна Денисова

Директор Центра научной коммуникации, преподватель Института международного развития и партнерства Университета ИТМО

Ольга Добровидова

Научный и экологический журналист, редактор N+1, первый российский стипендиат Knight Science Journalism Fellowship в MIT, в прошлом - старший корреспондент научной редакции ТАСС и портала «Чердак»

Надежда Васильевна Казаринова доцент, кандидат философских наук

Доцент кафедры социологии и политологии Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (ЛЭТИ)

Сергей Калинчук кандидат исторических наук

Директор офиса SPN Communications  в Санкт-Петербурге

Андрей Александрович Кожанов

Директор центра академического развития студентов НИУ ВШЭ (г. Москва)

Даниил Кузнецов

Редактор ТАСС-Наука

Дмитрий Владимирович Мальков

Магистр научной коммуникации, аналитик Центра научной коммуникации Университета ИТМО

Наталья Сергиевская

Заместитель генерального директора по развитию Политехнического музея (Москва)

Михаил Соколов

Профессор факультета социологии и философии ЕУСПб

Яков Сомов

Генеральный директор проекта «Лекториум»

Илья Стахеев

Заместитель директора Центра научной коммуникации Университета ИТМО, основатель акции «Тотальный диктант»

Михаил Викторович Тупикин

Руководитель отдела организации мероприятий газеты «Бумага», организатор Science Slam Москва и Петербург

Илья Ферапонтов

Научный журналист, главный редактор научно-популярного издания N+1

ПРАКТИКА И СТАЖИРОВКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

В основе программы магистратуры лежит практико-ориентированный подход, который открывает возможность работать по специальности без отрыва от обучения. 

Участвуя в реальных проектах ведущих научных центров и научно-популярных проектов, готовя материалы для ведущих научно-популярных и образовательных изданий, проводя коммуникационные исследования, в том числе по заказу бизнеса, магистранты получают возможность за короткое время попробовать себя в каждом из возможных карьерных направлений, осознанно выбрать профессиональный путь и получить приглашение на работу.

НАБОР КОМПЕТЕНЦИЙ

Результатом обучения в магистратуре станет освоение нестандартного междисциплинарного набора навыков. Специалист по научной коммуникации должен владеть научной методологией, ориентироваться в социальных и исторических аспектах науки, уметь уверенно работать с научной информацией и в то же время разбираться в тонкостях коммуникации и связей с общественностью.

Программа призвана научить студентов критически осмыслять существующие в мировой практике подходы к коммуникации в сфере науки и давать оценку их потенциальной применимости в России. Отдельное внимание будет уделено процессу работы с источниками научной информации. Также программа развивает компетенции, связанные с процессом проектирования научных выставок и популяризацией науки на стыке с искусством. Рассматриваются вопросы перевода научных концепций и идей в язык визуальных и пространственных форматов, связь между метафорой, предметом и феноменом и многое другое.

ТРУДОУСТРОЙСТВО И ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ПРОФЕССИИ

Как ученые, так и коммуникаторы в силу своего базового образования владеют частью навыков, развиваемых в нашей магистратуре. Однако их сочетание встречается достаточно редко и ценится очень высоко, поэтому уже во время учебы магистранты могут выбрать работу в самых разных сегментах рынка научной коммуникации, к примеру: в образовательных и PR-департаментах университетов, государственных и частных научных организаций и компаний; редакциях научных отделов СМИ, включая телевидение, радио и онлайн-издания; научных музеях и городских центрах популяризации науки; научно-популярных оффлайн-проектах и других профессиональных нишах.

За прошедшие годы наши магистранты работали и стажировались в следующих организациях: Высшая школа экономики; Европейский университет в Санкт-Петербурге; издательство Elsevier; биотехнологическая компания BIOCAD; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Издательство МИФ.Научпоп; онлайн-издание “Бумага”; Science Slam Russia. НМИЦ онкологии имени Петрова; онлайн-портал “Биомолекула”; Образовательный центр “Сириус”, Университет ИТМО; Фонд профилактики рака; Profilaktika.Media; издание "Петербургский дневник"; кинофестиваль “Мир знаний”; Музей оптики; медиастартап Bestarticles.co; TechPR, Лекториум и др.

Полина Полещук, Елизавета Дубовик и Ксения Жирнова, выпускницы магистратуры по научной коммуникации, создательницы медиапроекта Фонда профилактики рака о доказательной медицине и онкологии Profilaktika.Media, победительницы премии PROBA Awards (номинация "Студенческий PR-проект")

Обратная связь

* Имя
* E-mail
Ваше сообщение